В музее Балаклавы посетители увидят подлодку С-49 со дна дока

В Балаклавском подземном музейном комплексе в Севастполе открыли туристический маршрут по дну сухого дока, в котором установлена подводная лодка С-49 проекта 633РВ. Посетители также могут увидеть новый экспозиционный зал с макетом подлодки в разрезе.

Первыми экскурсию под килем подлодки посетили ветераны-подводники и бывшие работники балаклавского судоремонтного завода "Металлист". Силами этого предприятия в советские годы выполнялся ремонт подводных лодок на секретном подземном объекте 825-ГТС.

— Сухой док уникален тем, что построен под землей, в скале, имеющей большую прочность, — рассказала "РГ" замдиректора музея Светлана Миненко. — Порода не поддавалась отбойному молотку, поэтому строили направленными взрывами. Сначала пробили пешеходные пути на уровне моря, затем закрыли вход и выход железобетонными перегородками и начали выработку канала и дока на глубину восьми метров ниже уровня моря. Палуба дока опирается на прочную породу, он не подвержен усадке из-за эрозии почвы. На док не влияют внешние природные факторы — ветер, шторм, морозы, лодки можно ремонтировать в любое время года.

Сухой док длиной 102 метра, шириной 10 метров и глубиной восемь метров 30 лет был затоплен водой. Металлическое оборудование дока проржавело, но водолазам удалось восстановить малый батопорт, что позволило закрыть док и откачать из него воду. На палубу установили бетонные кильблоки, и в конце 2021 года в док завели главный экспонат музея — подлодку С-49. Кстати, теперь в экскурсию добавили описание тех элементов субмарины, которые видит посетитель, спускаясь в док.

Кроме этого, для посетителей впервые открыли помещения спеццеха завода "Металлист". Здесь можно узнать историю 14-й дивизии подводных лодок Черноморского флота, которая базировалась в Севастополе, Балаклаве, Феодосии и Одессе, увидеть оборудование советских глубоководных аппаратов, работавших на глубине до 2000 метров, а также заглянуть внутрь отсеков подлодки, воссозданных в виде макета.

— Это собирательный образ средней дизель-электрической подводной лодки Черноморского флота 1980-х годов, — рассказала "РГ" сотрудник музея Светлана Панкова. — Представлены четыре отсека, пусковые торпедные системы, штурманское оборудование, радиопередатчики и другие подлинные приборы, которые были демонтированы с подводных лодок и надводных кораблей и хранились в фондах музея.

Экспозиция готовилась при участии последнего командира С-49 Сергея Трифонова, который сейчас работает в музее.

Директор Балаклавского подземного музейного комплекса Павел Плеханов сообщил журналистам, что планируются экскурсии и внутри подлодки С-49, однако подготовка к ним займет около пяти лет.

Музей также работает над созданием экспозиции, посвященной ремонту подводных лодок. Она разместится в помещениях спеццеха завода "Металлист", которые сегодня задействованы лишь на четверть. Для этого потребуется выкупить подлинные заводские станки, которые выставлены на продажу для разделки на металл.